Образцы вооружений инженерных войск


Машина для отрывки котлованов МДК-2м

МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.
Производительность по количеству вынутого грунта 350 куб.м. в час.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.3т., транспортная скорость до 36 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. запаса топлива хватет на 500 км. пробега или 10--12 часов работы в грунте. Время на подготовку машины к работе  5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).
Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии   - 3 шт.


Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.5т., транспортная скорость до 35.5 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (как показано на рисунке)(ширина4.5м) и грейдерное (ширина 4.0м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.
Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.
Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподьемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов.
Производительность:
-прокладка колонного пути по среднепересеченной местности 1.5-10 км/час;
-землеройные работы 200-250 куб.м/час;
-грузоподьемность крана - 2 т.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка -1 шт, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии   - 9 шт.


Плавающий транспортер ПТС

Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.
Транспортер может также использоваться для перевозок по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн ( при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.
Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления, герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса на 400 и 800 литров в мин.) обеспечивает мореходность до 4-5 баллов.
За один рейс транспортер может переправить: варианты - 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза), артиллерийскую систему калибром от 57 мм. до 152 мм.
Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов механической лебедкой. Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере.

Мощность дизельного двигателя 256 квт. Запас хода по топливу 380 км. по суше или 12 часов на воде. Скорость на суше 42 км/ч., на воде до 12 км/ч. Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины  скорость течения реки 3м/сек. Масса машины 17 тонн, что при одинаковой с танком ширине гусениц и в полтора раза большей длине опорной поверхности обеспечивает очень низкое удельное давление на грунт. Благодаря этому машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов. Габаритные размеры машины: длина 12м., ширина 3.17м., высота 3.3м.

Машина оборудуется для связи радиостанцией Р-113 или Р-123 (танковая). Для действий ночью кроме обычных фар транспортер имеет прожектор типа "Луна" с дальностью луча до 800м. и комплект ПНВ-57Т (прибор ночного видения). Кабина на два человека герметизированная, снабженная фильтро-вентилляционной установкой, что обеспечивает возможность действий на местности зараженной радиоактивными или отравляющими веществами.
ПТС состоят на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии -   1взвод (9 машин); в отдельном переправочно-десантном батальоне округа - 2 роты (36 машин).

Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС - ПТС-м была оборудована дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины.


Гусеничный самоходный паром ГСП

ГСП предназначен для переправы через широкие водные преграды гусеничных неплавающих машин общей массой до 52 тонн (средние и тяжелые танки, самоходные артустановки и иная техника на их базе) при скорости течения до 2.5 м/сек, причем запас плавучести при полной загрузке парома составляет 70%. Реально удавалось преправлять танки при скорости течения 3.8 м/сек (Дальний Восток, река Хор, июнь 1971г.).
Паром состоит из двух полупаромов (двух машин). Скорость передвижения на суше 40-45 км/час. Для соединения полупаромов в паром машины входят в воду, сближаются, стыкуются бортами, раскрывают лодки, откидывают аппарели. После этого паром может подаваться под погрузку. Время на развертывание парома 5-7 мин.
Паром в развернутом виде практически непотопляем. Лодки заполнены пенопластом, водооткачивающие насосы каждой машины  имеют производительность 400 литров/ мин. Осадка груженого парома 1м.20см.

Паром подается под погрузку левым или правым бортом. Для погрузки танка с парома откидывается аппарель, по которой танк въезжает на паром. Каждая из машин имеет дизельный двигатель мощностью по 155 кВт, который передает крутящий момент на гусеницы и (или) на два винта. Двигатели обеспечивают парому скорость на воде 10 км/ час., а четыре винта (каждый из которых может вращаться в любую сторону независимо от остальных) абсолютную маневренность. На снимке: загрузка на паром танка ИС-2.

Экипаж парома: по технической инструкции -командир парома, старший механик водитель, два механика водителя, два понтонера ( по технической инструкции). 
Запаса топлива (дизельное топливо) достаточно на 500 км. пробега или 8-10 часов работы на воде. Масса каждой машины 17 т.

На вооружении ГСП стояли:
1. В переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии - 1 взвод ( 3 парома).
2. В отдельном переправочно-десантном батальоне (ОДЕСПБ) округа - 2 роты ( 18 паромов)
.


Понтонно-мостовой парк ПМП

Понтонно-мостовой парк марки "ПМП" состоящий на вооружении Советской Армии с 1962 года предназначен для наведения понтонных мостов длиной до 227 метров под грузы 60т., понтонных мостов длиной до 382 метров под грузы 20т., а также сборки паромов различной грузоподъемности. Допустимая скорость течения до 2.5м. в сек. В отличие от всех своих предшественников мост ПМП не имеет отдельно понтонов и отдельно проезжей части. У него верхняя часть понтонов является проезжей частью.
В комплект парка ПМП входят 32 речных звена, 4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирных катеров. Для перевозки звеньев и выстилок используются 38 специально переоборудованных автомобилей КРАЗ-255В (первые серии парка перевозились автомобилями КРАЗ-214). Катера типа БМК-90, БМК-130 или БМК-150 буксируются на прицепах или собственных колесных шасси 12 автомобилями Зил-130 (Зил-157). При комплектации парка катерами типа БМК-Т,  эти катера перевозятся 12 автомобилями КРАЗ-255В на платформах автомобилей.
Один автомобиль КРАЗ перевозит одно звено, состоящее из двух средних и двух крайних понтонов, соединенных шарнирными соединениями. В транспортном положении звено перевозится в сложенном виде на платформе автомобиля. 

Ширина проезжей части 6.5 метра. Такая ширина позволяет танкам двигаться по мосту со скоростью до 30 км. в час, а колесной технике без ограничения скорости. Причем колесная техника может двигаться по мосту в две колонны или же возможно одновременное движение по мосту в обеих направлениях. При такой схеме сборки из одного комплекта можно собрать мост под грузы 60т. длиной до 227м.
Под грузы 20т. схема моста иная. Звено размыкается с одной стороны и   разворачивается на 180 градусов. Лента моста в этом случае выглядит так: " звено в обычном виде - звено развернутое -звено в обычном виде -…". Ширина проезжей части тогда составляет только 3.3 м., но из одного комплекта можно собрать мост длиной 382 метра.
Для переправы техники и личного состава через водные преграды, ширина которых превышает возможности моста,  из одного комплекта ПМП можно собрать 16 паромов грузоподьемностью 40т., или 12 - 60 тонных, или 8 - 80 тонных, или 4 120 тонных, или 4-170 тонных. Буксировка паромов осуществляется буксирными катерами. Каждый паром представляет собой отдельный участок моста.

Парк ПМП полного комплекта состоит на вооружении в армейском или фронтовом отдельном понтонно-мостовом батальоне (ОПОМБ). Батальон состоит из двух понтонных рот (16 речных, 2 береговых звена,  6 катеров и 1 выстилка в роте), отдельного инженерно-технического взвода имеющего на вооружении комплект мостостроительных средств КМС ( или установку строительства мостов УСМ), комплект тяжелого механизированного моста ТММ. Это взвод предназначен для обеспечения замыкания берегов с помощью небольших мостов на опорах при недостатке понтонов. Кроме того в батальоне взвод ремонтный и хозяйственный взвод. Всего в батальоне около 250 человек.
Кроме того,  в инженерно-саперном батальоне танковой (мотострелковой) дивизии имеется понтонная рота (0.5 комплекта ПМП). Из этой половины комплекта можно собирать мост половинной длины или соответствующее количество перевозных паромов.

Время наводки моста под грузы 60т. в дневное время 30 мин, под грузы 20т. днем 50 мин. Ночью норматив увеличивается вдвое.
Согласно Боевого устава батальон выдвигается к реке в первом эшелоне дивизии. К наводке моста приступают после форсирования водной преграды первой волной десанта на плавающей технике (БМП, БТР, ПТС) как только будет исключена возможность обстрела водного зеркала преграды из стрелкового оружия и минометов.


Описания образцов ВТ относятся к периоду 1960 - 1980 г.г.

Источники
Ю.Веремеев Инженерная техника Советской Армии  armor.kiev.ua/army/engenear

Образцы вооружений | Сухопутные войска | ВМФ | ВВС | РВСН | КВ