Дальний самолет
противолодочной обороны - авиационный противолодочный комплекс
(АПЛК) Ту-142М
предназначен для борьбы с новейшими подводными лодками-ракетоносцами
вероятных
противников с рубежей обнаружения и
уничтожения, превышающих дальность
пуска их ракет.
АПЛК Ту-142 принят на вооружение
противолодочной авиации ВМФ в 1970 г. как
адекватная реакция на развертывание
США атомных ПЛ с дальностью полета баллистических ракет
до 3700-4600 км. Принятие нового
АПЛК в состав противолодочной авиации ВМФ связано, прежде
всего, с успехами в создании
радиоэлектронных комплексов.
Уменьшение их массо-габаритных параметров и
энергопотребления позволили перейти к проектированию
АПЛК на основе единого
самолета-носителя - Ту-142 (изделие «ВП») с размещением на нем всего
комплекса оборудования поиска и средств поражения подводных лодок.
Противолодочное вооружение
комплекса было аналогично АПЛК Ил-38. В
качестве базы для самолета-носителя Ту-142 выбран
самолет дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ
Ту-142 имел взлетный вес 182 т, боевая нагрузка составляла 9000 кг, дальность полета -12 тыс.км, продолжительность полета - 14 ч, а тактический радиус при времени патрулирования 4 ч составлял 4000 км.
В поисково-ударном варианте Ту-142 был способен обследовать площадь акватории в 12-16 тыс.км или осуществлять непрерывное слежение за обнаруженной ПЛ в течение 6-8 ч и поразить цель тремя торпедами с высокой вероятностью.
Большая преемственность конструкции планера должна
была облегчить переход серийного завода на новый самолет. Как и Ту-95РЦ,
Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части
фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под
перископом, за ним находились грузоотсеки с противолодочным ударным
вооружением и буями. Из бортового оборонительного вооружения на Ту-142
оставили только кормовую пушечную установку.
Еще в 1969 году, когда шли заводские
испытания первых Ту-142, был подготовлен
проект АПЛК Ту-142М с новой
поисково-прицельной системой (ППС).
За базовую модель был выбран вариант самолета с удлиненной на 2 метра
кабиной, что обусловлено значительным увеличением объема нового
оборудования.
Внешне Ту-142 с ППС «Коршун-К» (в
проекте именовался как Ту-142МК, изделие
«ВПМК», эксплуатировался под индексом
Ту-142М; кодовое обозначение НАТО - Bear-F Mod 3) отличался от предыдущих Ту-142 ("ВП",
"ВПМ") наличием на
вершине киля магнитометра «Ладога».
|
На самолете также устанавливались
модернизированная пилотажно-навигационная система
НПК-142М, обеспечивавшая автоматическое пилотирование в режиме полетов
галсами. |
|
Кроме того появилась новая аппаратура связи, улучшенная система РЭП, новые типы радиогидроакустический
буев ( РГБ) пассивных и активных - |
Первый построенный Ту-142МК имел серийный
№4243
(первый полет 4 ноября 1975 года).
В ноябре 1980 года
новый комплекс был принят на вооружение.
В 1986 году восемь
самолетов Ту-142М под обозначением Ту-142МЭ
(Ту-142МК-Э) были поставлены в Индию,
где эксплуатируются до настоящего
времени. От исходного самолета эти
машины отличались только некоторыми
изменениями в составе оборудования.
В ноябре 1990 года на Ту-142М было установлено
10 мировых рекордов.
В целях повышения эффективности комплекса Ту-142М с
ППС «Коршун-К» по поиску и
обнаружению малошумных атомных подводных лодок в середине 80-х годов
проведена дальнейшая модернизация комплекса.
Были внедрены модернизированная ППС «Коршун-Н» и новая
радиогидроакустическая система «Заречье». Новый АПЛК
получил
обозначение Ту-142МЗ (кодовое
обозначение НАТО - Bear-F Mod 4).
Из внешних отличий от
предшествующей модели (Mod 3) следует
отметить: обтекатель
радиолокационной антенны в наконечнике в центре застекленной носовой
части; группу новых мультисенсорных антенн под носовой частью;
новые антенны дальнего обнаружения под хвостовой частью
Помимо модернизации элементов
поисково-противолодочной системы, на Ту-142МЗ провели
работы по
дальнейшему повышению эффективности средств
РЭП, а также изменили состав
самолетного оборудования. Силовая установка была переведена на новую
модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка - на спарку
ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с
Ту-22М2 (последние серии Ту-142М
также выпускались также с НК-12МП и ГШ-23). Кроме того, на самолете
появилась заново спроектированная кабина экипажа, усовершенствованная
система заправки топливом в воздухе. Некоторые варианты самолетов этой
модификации имеют увеличенные размеры люков отсека вооружения.
Самолеты Ту-142МЗ могут нести: |
восемь ПКР Х-35 «Уран»
 |
восемь ПКР «Яхонт»
 |
Первый модернизированный самолет под новый комплекс начал проходить
летно-конструкторские испытания в 1985 году, на государственные
испытания комплекс вышел в конце 1987 года. В ходе этих испытаний
самолет работал по современным атомным подводным лодкам Северного и
Тихоокеанского флотов и показал значительно возросшую эффективность их
обнаружения. Вскоре Ту-142МЗ начали поступать в части
авиации ВМФ.
На вооружение модернизированный комплекс официально был принят в
1993 году. Ту-142МЗ стал последним в ряду противолодочных систем,
созданных на базе Ту-142. Последняя машина Ту-142МЗ покинула сборочный
цех в 1994 году, поставив точку в производстве семейства
самолетов Ту-95 и Ту-142.
Всего было
построено более сотни самолетов типа Ту-142.
Ту-142МЗ несут службу в составе Северного и Тихоокенских флотов.
Самолеты этой модификации были представлены
на двух последних
авиационных выставках в
Жуковском на аэродроме в ЛИИ.
Самолет Ту-142М послужил основой для
других типов вооружений. Начиная с 1977
года часть серийных самолетов Ту-142М
переоборудуется и
поставляется в авиацию ВМФ в варианте
самолета-ретранслятора для
обеспечения дальней связи с подводными
лодками, находящимися в подводном
положении. Машина получила
наименование Ту-142МР "Орел" (кодовое обозначение НАТО -
Bear-J). Первый полет самолета
состоялся в июле 1977 года.
На базе серийного самолета
противолодочной обороны Ту-142М был
создан
стратегический ракетоносец Ту-95МС.
Основные
характеристики самолета Ту-142М |

|
Экипаж, чел |
10 |
Максимальная боевая
нагрузка, т |
|
Масса , т
пустого самолета
максимальная взлетная |
91,80
185 |
Дальность
полета, км
без дозаправки
боевой радиус действия |
13
500
6 500 |
|
|
Скорость,
км/ч
максимальная на высоте
крейсерская |
855
735 |
Практический
потолок, м |
13
500 |
Силовая установка
тип двигателей, турбовинтовые
тяга одного двигателя,
кгс
расход топлива, кг/(л.с.* ч) |
4 x НК-12МВ (МП)
14 790
0.207 |
|
|
Длина разбега на бетонной
полосе, м
Длина пробега на бетонной полосе, м |
2 560
|
Габариты самолета, м:
длина
длина со штангой
топливоприемника и обтекателем магнитометра
высота
размах крыла |
46,9
53,07
14,47
50,04 |
|
|
|