Образцы вооружений Военно - воздушных сил


ДАЛЬНИЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК  Ту-26
Ту-22М-3, "45-03", Backfire


     Ракетоносец - бомбардировщик ТУ-26 предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами морских и наземных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях.
     Работы по созданию дальнего бомбардировщика-ракетоносца "145" (Ту-22М) с крылом изменяемой геометрии были начаты в ОКБ А.Н. Туполева в 1965 году. Машина рассматривалась как дальнейшее развитие линии самолета "105" (Ту-22), "106" направленное на увеличение скорости, дальности и улучшение взлетно-посадочных характеристик исходного самолета. Замысел создателей самолета "145" состоял в интеграции хорошо отработанного планера, бортовых систем и вооружения бомбардировщика Ту-22 с крылом изменяемой стреловидности и перспективными двигателями, создававшимися для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.
     Основным вариантом боевого применения самолета "145" являлся вариант ударного самолета, способный атаковать цели на средних и больших высотах во всем диапазоне достижимых скоростей. В условиях сильной ПВО самолет должен был действовать как маловысотный носитель ракет или бомбардировщик, преодолевая зону ПВО на высотах до 200 м со скоростью 1 200 км/ч, что гарантировало ему высокую неуязвимость и возможность с большой точностью поражать малоразмерные неподвижные и подвижные цели бомбами или ракетами (самолет можно было использовать для борьбы с шахтными или мобильными ракетными установками). Обладая значительной дальностью полета на сверхзвуковой и дозвуковой крейсерской скоростях самолет мог использоваться в условиях локального размещения средств ПВО как высотный ракетоносец-носитель одной ракеты Х-22 с различными типами ГСН (самолет "145К"), в том числе и с пассивными ГСН для уничтожения стационарных и мобильных РЛС, а также самолетов ДРЛО.

     Было создано несколько модификаций машины: Ту-22М-0 - опытный самолет ("145", 1969); Ту-22М-1 - малосерийный самолет (1971); Ту-22М-2 (1973), Ту-22М-3 (1977) - серийные бомбардировщики; Ту-22МП - самолет радиоэлектронного противодействия; Ту-22МР - разведывательный самолет (1989).
    
     Бомбардировщик - ракетоносец Ту-22М-3 в отличие от предшественников имел новые двигатели, воздухозаборники с горизонтальным клином, усовершенствованное шасси, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а также увеличенный угол стреловидности крыла. Кроме того, в соответствии с протоколом договора ОСВ-2, была снята штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Демонтаж со всех Ту-22М, находившихся на стапелях и в строю, оборудования заправки топливом в полете значительно ограничил возможности всего авиационно-ракетного комплекса.
    
     Самолеты типа Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена, в основном, из алюминиевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей.
     Силовая установка Ту-26 имеет два турбореактивных двигателя ДТРДФ НК-25, выполненных по трехвальной схеме и оборудованный новейшими системами электронной автоматики, позволявшими максимально оптимизировать работу двигателя на различных режимах.   
    Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Общая емкость баков - 50 000 л, заправка выполняется в течение 25-30 мин.
     В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа имеются узлы навески двух стартовых ускорителей.

     Экипаж размещается в 4-х катапультных креслах КТ-1. В передней части установлены кресла первого и второго летчиков. Отдельно расположены рабочие места штурмана и штурмана-оператора.
    На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ. Кроме того комплект оборудования включает: РЛС "ПНА", обеспечивающая обнаружение наземных и морских целей; оптический бомбардировочный прицел с ТВ каналом; инерциальную навигационную систему. Имеется комплекс РЭП.
     Ту-22М не имеет системы автоматического огибания рельефа местности, как его американский аналог В-1, однако он способен совершать относительно продолжительный маловысотный полет для уклонения от поражения средствами ПВО противника. Так, в 1975 г. группа самолетов Ту-22М-2 совершила длительный маловысотный полет, на участках которого высота уменьшалась до 40-60 м. 
   
     Ракетное вооружение Ту-26 включает высокоскоростные (до М=3) крылатые ракеты Х-22МА (одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом) и гиперзвуковые (М=5) управляемые ракетами малой дальности типа Х-15 (6 - на многопозиционной барабанной пусковой установке в фюзеляже и 4 - на внешних узлах подвески под крылом и фюзеляжем).
     Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и в отсеке вооружения, на двух подфюзеляжных и двух подкрыльных многозамковых бомбодержателя (69 бомб по 250 кг или 8 бомб по 1500 кг).
       Оборонительное вооружение включает пушку ГШ-23 (калибр 23 мм, 4000 выстр./мин)  с дистанционной системой управления, имеющие телевизионный и радиолокационный каналы.
      
     Самолет Ту-22М-3  начали поступать в части  ВВС и ВМС в середине 80-х г.г. В течении 6 лет налаживание производства Ту-22М-3, его освоение и эксплуатация велось параллельно с его предшественником Ту-22М-2.
    Рассматривалась возможность продажи экспортного варианта самолета Ту-22М-3 зарубежным странам (в качестве потенциальных покупателей назывались такие страны, как Иран и Китай), однако по ряду политических причин до настоящего времени ни одного контракта так и не было заключено.
    Самолеты Ту-22М-2 и Ту-22М-3 применялись на заключительном этапе войны в Афганистане в 1987-1989 гг., где они наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника (использовались, в частности, бомбы большой мощности ФАБ-3000).
     В настоящее время АНТК им А.Н.Туполева ведет работы по дальнейшей модернизации бомбардировщика Ту-22М-3. Предусматривается оснащение самолета новыми системами высокоточного оружия (новые КР, корректируемые бомбы), обеспечивающее поражение не только стационарных стратегических и крупных подвижных целей, но и малоразмерных тактических целей. Совершенствуется БРЭО (в частности, установка новой БРЛС), снижение радиолокационной заметности.
   Ведутся работы по продлению срока службы самолетов до 35 лет. Таким образом, Ту-22М еще долго будет составлять основу ударной мощи наших Дальней авиации и авиации ВМФ.

 

О с н о в н ы е   х а р а к т е р и с т и к и   Ту-26
 

 
Экипаж, чел  4
Максимальная боевая нагрузка, т  24
Масса , т
  пустого самолета
  максимальная взлетная  


126 
Дальность полета, км: 
  дозвуковая  
  действия (нагрузка 12 т, сверхзвук)
 
действия (нагрузка 12 т, дозвук)

7 000 
 
до 1 850
2 410
Скорость, км/ч
 
максимальная
  максимальная у земли
  крейсерская
  взлетная
  посадочная

2 300
1 050
930
370
285
 
Практический потолок, м 13 300
 
Силовая установка
 
Двигатели ТРДДФ
  Тяга одного двигателя, кгс
  Удельный расход топлива, кг/кгс*час 

2 x НК-25
до 25 000 
до 1,7
Длина разбега, м  
Длина пробега, м 
до 2 100
до 1 300
Габариты самолета, м:  
  длина  
  высота  
  размах крыла

42,46 
11,08  
34,28/23,30 
Вооружение
 
Крылатые ракеты
Х-22М
  Аэробаллистические ракеты
Х-15 
  Бомбовая нагрузка (норма/макс), т
 
Пушка ГШ-23

3  
10
12/24
1
 

Образцы вооружений | РВСН | КВВМФ | СВ |

ВВС | Ту-160  Ту-95МС   Ан-22  Х-55МС   9М120

Источники
Энциклопедия военной техники "Арсенал"  http://topgun.rin.ru/
АвиапортРУ http://aviaport.ru/aviation