Образцы вооружений Военно - воздушных сил


МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТОНОСЕЦ Ту-160 
"160" (Самолет "К", Изделие "70"), BlackJack


Стратегический многорежимный ракетоносец Ту-160, самый крупный как из отечественных, так и зарубежных машин,  предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. 
      В начале 70-х годов в ответ на американскую программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1А я нашей стране был проведен конкурс проектов многорежимного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии. Проект ОКБ В. М. Мясищева занял первое место. Однако слабость производственной базы заставила МАЛ передать заказ более мощному ОКБ им. А. Н. Туполева. В 1980г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название ТУ-160. Проект впитал в себя многолетний опыт  ОКБ, в частности, проектные решения по аэродинамической компоновке планера, поворотной части крыла, узлов поворота и приводов, типе двигателей, компоновке силовой установки на самолете и др., примененные на  Ту-22М, Ту-144, Ту-244
      Ту-160 выполнен по интегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии (от 20 до 65) обеспечивает полет на различных режимах, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение и аналоговую электродистанционную систему управления, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа снижает радиолокационную заметность.
      Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Доля титановых сплавов в массе планера - 20%, использованы КМ и стеклопластики (до 3%). Широко применяются клееные трехслойные конструкции. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера.
      Шасси трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колесах, дополняемое хвостовым колесом и тормозным парашютом.

      Силовая установка состоит из четырех двухконтурных трехвальных турбореактивных форсированных двигателей (ДТРДФ) марки НК-32 с максимальной тягой 25 000 кгс, размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. Система управления двигателями - электрическая, с гидромеханическим дублированием.
В качестве топлива используется керосин. Имеется система дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус". Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков (самолеты-заправщики - Ил-78 или Ил-78М).
      Самолет оснащен комплексной прицельно-навигационной системой, включающей дублированную ИНС, астронавигационную систему, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбардировочный прицел. Имеется комплекс РЭП: в хвостовом контуре размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями, а тепловой локатор, размещенный в задней части фюзеляжа, обнаруживает приближающиеся с задней полусферы управляемые ракеты и самолеты противника. Автоматизированная цифровая система связи обеспечивает устойчивую связь на любом удалении от баз вылета. Применены средства снижения радиолокационной заметности самолета.
      Экипаж Ту-160 размещен в носовой части фюзеляжа в единой гермокабине,  оснащенной 4-я катапультньми креслами, позволяющими при авариях автоматически покидать самолет во всем диапазоне высот полета, в том числе и на земле при рулении. Кабины экипажа оборудована электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Рабочее место штурмана оборудовано восемью ЦВМ (всего на борту самолета более 100 ЦВМ). Традиционный для больших машин штурвал заменен на ручку управления самолетом, как на истребителях. На самолете имеется место для отдыха летчиков, туалет, шкаф для разогрева пищи.
            
     В двух отсеках вооружения может размещаться различная целевая нагрузка, в том числе 2 барабанные пусковые установки, каждая из которых может нести 6 стратегических КР типа Х-55 и Х-55М (дальность полета более 3000 км), барабанные пусковые установки с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 на каждой с ядерными и неядерными боевыми частями, КАБ различных типов, термоядерные и обычные бомбы, мины.
      
      Первый полет опытного ТУ-160 состоялся 19 декабря 1981 г., в августе 1987 г. - первый полет на имитацию боевого применения самолета. В ходе государственных испытаниях, завершившихся в середине 1989 года, с Ту-160 было выполнено четыре пуска крылатых ракет Х-55 - основного вооружения самолета. Была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 2200 км/ч, однако в ходе эксплуатации скорость была ограничена величиной 2000 км/ч, что было обусловлено требованиями сохранения ресурса.
     Самолет состоит на вооружении ВВС России  с 1987года.  Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены рядом мировых рекордов. В октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи ВВС выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т достигнута средняя скорость 1678 км/ч и высота 11 250 м. Всего экипажи ВВС на Ту-160 сумели установить 44 мировых рекорда. 


     В ходе серийного производства самолет подвергается ряду усовершенствований, обусловленных опытом его эксплуатации, реализации многоэтапной программы снижения радиолокационной заметности, совершенствования вооружения и др. В текущих модернизациях состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101), имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов. Имеются планы использования ТУ-160 в качестве стартового космического комплекса. Так под фюзеляжем предусмотрено размещение твердотопливной ракеты-носителя "Бурлак", предназначенной для выведения на околоземную орбиту высотой 500-700 км легких искусственных спутников Земли массой до 500 кг.
     В настояшее время бомбардировщик Ту-160 является наиболее мощным боевым самолетов в мире, по основным характеристикам и составу вооружения значительно превосходящим американский аналог- многорежимный бомбардировщик В-1В "Лансер". Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию самолета, в частности, установка нового БРЭО, расширение и обновление состава вооружения
.

О с н о в н ы е   х а р а к т е р и с т и к и   ТУ-160



Экипаж, чел  4
Максимальная боевая нагрузка, т  45
Масса , т
  пустого самолета
  максимальная взлетная  

110
275 
Дальность полета, км: 
  перегоночная  
  действия 

14 600 
 
7 300
Скорость, км/ч
  максимальная на высоте 10 км
  максимальная на высоте до 3 км
  крейсерская

2 230
1 500
950 
Практический потолок, м 18 000
 
Силовая установка
 
Двигатели ДТРДФ
  Тяга одного двигателя, кгс
  Удельный расход топлива, кг/кгс*час 

4 x НК-32
до 25 000 
до 1,7
Длина разбега (максимальная масса), м  
Длина пробега (посадочная масса 140 т), м 
2 200
1 800
Габариты самолета, м:  
  длина  
  высота  
  размах крыла

54,1 
13,1  
35,6/55,7 
Вооружение
 
Крылатые ракеты
  Аэробаллистические ракеты
  Бомбовая нагрузка (норма/макс), т

12 Х-55 
12 Х-15 
9/45 (40)

Образцы вооружений | РВСН | КВВМФ | СВ |

ВВС |  Ту-95МС  Ту-26  Ан-22  Х-55МС   9М120

Источники
НИИЭАП  АНТК им. А.Н.Туполева
Испытатели, http://www.testpilot.ru/
Военная авиация, http://acraft.narod.ru/